SPL Phonitor 2731. Обзор усилителя для наушников
Головные телефоны всегда играли важную роль в тонком и детальном редактировании отдельных участков дорожек микса, но всё же, в микшировании (оставим мастеринг в стороне) они не использовались теми, кто не мог себе позволить “правильного” оборудования или в виду распространенной боязни потерять достоверность звуковой картины. Правда и то, что используя низкокачественные наушники через выход дешевого микшера, вы получите ужасный результат. Но развитие и распространение высококачественных наушников и специальных усилителей, сделало возможным получение результатов самого высокого качества. Конечно, вопрос о степени, в которой во время финального микширования, и, особенно, мастеринга, можно полагаться на наушники, остается открытым, но сейчас это всё больше становится предметом дискуссий, по мере того, как увеличивается количество конечных слушателей, для которых наушники – приоритетный источник звука.
Каковой бы ни была ваша позиция по этим вопросам, думаю, вы не станете спорить с тем, что головные телефоны играют важную роль в процессе работы с музыкальным материалом, и приличный набор “наушники+усилитель”- полезный инструмент для звукового инженера. Компания SPL совершенно ясно дает понять, что ориентирует свой новый Phonitor на этот требовательный профессиональный рынок.
“Хороший” эталон
Перед тем, как углубляться во внутренности Phonitor’а, стоит задержаться на том, как мы вообще используем наушники в студии. Мониторинг музыкального материала – не пассивный процесс: наш мозг активно обрабатывает поступающую информацию, и зачастую, эта обработка производится ориентируясь на знания и опыт. Поэтому, даже используя недорогие и немного яркие мониторы ближнего поля, опытные звуковые инженеры делают отличное сведение, превращая то, что они слышат, на самом деле в то, как это звучало бы на более сбалансированной системе. Так что, хорошая мониторная система – не панацея от всех бед и трудностей, а, скорее, одно из средств, которое подсказывает специалисту, как сведенный им материал будет звучать на других системах.
Это означает, что изучив систему с головными телефонами, мы можем судить о звучании относительно их нелинейной характеристики (вообще не существует абсолютно линейной системы: “прямой провод с усилением(straight wire with gain)” – просто маркетинговый термин, к науке имеющий мало отношения) – так мы сможем делать допуски, ориентируясь на специфику их искажений, а значит, получать качественный продукт. Вообще я использую наушники довольно часто. Например, чтобы оценить послезвучия в живой музыке, я чаще всего использую именно наушники, т.к. знаю, что при обычных условиях прослушивания эти послезвучия будут слышны значимо меньше. Тем не менее, я могу искусственно временно уменьшить количество ревербераций, чтобы более точно судить о других параметрах (таких как ранние отражения или затухания), а затем вернуть настройки в исходное положение. Всё это легче сделать на наушниках, чем на студийных мониторах.
Конечно, наушники несколько отходят от полностью правдивой картины звучания, и, учитывая то, о чём я писал выше, разумно предположить, что если бы существовал способ компенсировать это на источнике, то нам, возможно, было бы проще. Просто потому, что пришлось бы делать меньше компенсирующих корректировок, относительно текущего звучания.
Обзор
Это больше, чем просто усилитель для наушников: системы “Crossfeed” и “Speaker Angle” имитируют эффект мониторинга через громкоговорители и призваны помочь пользователю преодолеть искажения звуковой картины, которые обычно существуют при мониторинге через наушники.
Phonitor имеет впечатляющие технические характеристики, в том числе (и во многом благодаря) технологии 120V компании SPL, которая меня впечатлила ещё в их пульте для мастеринга. Внешность тоже впечатляет: высота в два юнита, глубина – один рэк, но ширина - всего лишь полрэка. Передняя панель выполнена из хорошо обработанного алюминия, где наряду с изобилием симметрично разложенных ручек и переключателей, расположились два светящихся индикатора громкости – всё на виду! Некоторые переключатели имеют функционал схожий с множество других устройств для профессионального мониторинга, такие переключатели как: моно, фаза, dim ( фиксированный, 20 дБ), переключатель шкалы измерений, индикаторы наличия и перегрузки сигнала на самих циферблатах. Как подчеркивается в инструкции пользователя, присутствие дополнительных переключателей для функций Crossfeed, Speaker Angle и Center Level, намекает, что перед нами “не просто ещё один усилитель для наушников “. Как я обозначил выше, эти функции призваны обеспечить слушателю тот реализм, который дают громкоговорители студийных колонок, и которого не хватает наушникам. В частности появляется возможность лучше оценить объемность звучания и пространственный баланс, которые, как утверждается, недоступны в обычных наушниках, в связи с полностью отделёнными друг от друга левым и правым каналом. Это пространственное искажение может повлиять на Вашу способность слышать правильный спектральный баланс, например, несколько “грязно” звучащий звук, будучи полностью разбит на два не взаимодействующих канала, может предстать с большей ясностью, введя Вас в заблуждение относительно качества звучания.
Стерео: теория
В описание органов управления Phonitor’ом фигурируют такие фразы как “определяет стереобазу в зависимости от частотно-зависимой внутриушной разницы во времени” и “имитирует частотно-зависимую внутриушню дельту сигнала”. Хотя они правильно указывают, что это основные параметры для получения восприятия ширины, баланса и объема сцены при прослушивании на обычных громкоговорителях, многие из Вас уже поняли, что это те же параметры, что используются в описании массивов стерео-микрофонов.
Если бы мы слышали одинаково каждым ухом, то весь мир звуков воспринимался бы нами монофонически. Те, у кого нормальный для человека комплект ушей, могут услышать моно-сигнал просто поставив источник звука прямо перед собой. А если мы слушаем звук через стерео-громкоговорители, то мы никогда не услышим настоящий моно-сигнал, даже если будем слушать монофоническую запись, потому что наша голова работает как экран, создавая разницу между сигналами приходящими на каждое ухо. Такие стерео-эффекты, как позиционирование фантомных образов звучания, работают, используя эту самую разницу между звуком, слышимым каждым ухом; именно эти два разных сигнала наш мозг превращает в один объемный звук. Существуют две таких разницы (дельты): временная(фаза) и амплитудная (интенсивность), которые в нашем восприятии складываются воедино. Причина, по которой вы осознаете, что один источник звука находится слева, а другой – спереди, в том, что сигнал от левого источника достигает левого уха раньше, чем правого, причем амплитуда его на левом ухе будет выше. И, хотя, наши органы слуха и работают в тандеме, различия в восприятии зачастую зависят от частотных диапазонов: в диапазоне ниже 700 Гц наши уши реагируют только на разницу во времени поступления сигнала, тогда как в диапазоне от 2 кГц большую роль начинает играть разница в амплитуде. Вот почему различные массивы стерео микрофонов в записи дают разные результаты: совпадающие(XY) пары не воспринимают разницы во времени, в то время как пары разнесенные (A-B) пары воспринимают, именно поэтому совпадающие массивы дают более отчетливую звуковую картину, а у разнесённых пар она более объемная (из-за разных фаз). Массивы, близкие к разнесённым, такие как ORTF, сочетают в себе полезные свойства обоих типов, что объясняет их популярность. Вернемся теперь к сравнению мониторинга в наушниках и мониторинга на громкоговорителях: теперь становится понятным, чего именно не хватает наушникам, и зачем собственно нужны эти дополнительные функции Phonitor’а.
Во-первых, функция “Speaker Angle” (дословно угол расположения динамика) обеспечивает диапазон от 15 до 75 градусов, соответственно позволяя варьировать временную задержку от 90 до 635 микросекунд. (Замечу, что эти значения углов являются приближенными для относительной регулировки.) Угол расположения источника у обычных наушников примерно 180 градусов, так что подобное сокращение должно сделать звуковую картину более фронтальной.
Функция “Crossfeed” имеет 6 разных уровней без конкретных значений от минимального до максимального. Этот параметр не имеет прямого реального аналога. В инструкции этот параметр описан, как имитирующий различные размеры и характеристики помещений, что делает его довольно интересным, и даёт большой простор для экспериментов. Когда ваша звуковая картина сужена и Crossfeed наложен, вполне вероятно, что центр звуковой картины будет слишком интенсивным, тут как нельзя кстати приходится третий элемент управления – “Center Cut”, который обеспечивает снижение моно усиления на левом и правом канале по шесптиступенчатой шкале в диапазоне от 0,3 дБ до 2 дБ.
Сравнение
Вход и выход доступны через аналоговые XLR –разъемы. К счастью, как и во всех устройствах SPL, на задней панели присутствуют необходимые разъясняющие подписи.
Вначале я использовал Phonitor в режиме обычного усилителя для наушников – ведь если бы он отрабатывал не впечатляюще или неточно, то все дополнительные эффекты ничего бы не стоили. В моём распоряжении есть достойная коллекция высококлассных усилителей, включая дополнительно Benchmark DAC1, Cranesong Avocet, Graham Slee 'Solo' , комплект из Stax SR404 и усилителя SR006t, а так же свежего пополнения: DACS Headmaster, который сочетает в себе усилитель и отличный ЦАП. Для тестов я просто подключил Phonitor и Slee к сбалансированным аналоговым выходам Mark Levinson 39 CD (старенький, но очень хороший CD плеер), а оборудование с ЦАП-ами (Benchmark, Avocet и Headmaster) к цифровым выходам. Не претендую на научность эксперимента, но так я хотя бы получил четкие ориентиры для сравнения.
Результаты прослушивания (использовались различные музыкальные композиции от Jacj Johnson’а до Janaceck’а) получились приятными, а главное наглядными. По части детальности и точности частотного диапазона SPL стоит в одном ряду с лучшими (Stax, Slee, Headmaster). К примеру, Avocet – в отдельности отличный мониторный контроллер, звучал довольно плоско, а Benchmark – слишком “тепло” и смазано там, где другие усилители показывали хорошую чистоту звучания. По ходу тестов я пришел к мысли, что чтобы ни говорили об излишествах технологии 120V (лучшие конкуренты показывают едва ли треть по этому параметру), совершенно очевидно, что она улучшает звучание. По итогам этой части тестов я присуждаю SPL первое место, даже в сравнении со сходными по стоимости Stax, которые, признаюсь, до этого были моими фаворитами.
Стерео: практика
В качестве аудиомикроскопа SPL Phonitor работает отлично, поэтому я решил поднять планку, чтобы посмотреть, на что ещё способно это устройство. Руководство пользователя предупреждает, что Speaker Angle и Crossfeed не “эффекты в обычном понимании”, и не стоит ожидать от них слишком многого. И это предупреждение – стратегически верный ход: эти эффекты действительно меняют звучание, но делают это очень тонко, так, что скорее замечаешь их отсутствие, когда они выключены, чем присутствие, когда они включены. Это похоже на эффект выключения сабвуфера во время прослушивания. Я начал с рекомендованных установок для Crossfeed, Speaker и Center Level, отрегулировал их максимально близко к своему представлению о нормальном звучании (чуть расширил сцену) и оставил их так до конца обзора: когда начинаешь играть с такими вещами, очень сложно остановиться!
В том же руководстве пользователя есть довольно странные изречения. Например, SPL утверждает, что “стереофонические записи классической музыки имеют намного более узкую сцену, чем поп или рок музыка”. Это полная чушь: хорошо записанная классика обладает не только максимально полной шириной сцены, но вообще звучит полнее, объемнее, панорамнее, что крайне редко встречается в “поп или рок музыке”. Во всяком случае, классическая музыка – отличный материал для тестирования стереофонии.
Тем не менее, я не хочу, чтобы тестирование было неполным из-за моих жанровых предпочтений, так что первым реальным испытанием дополнительных функций Phonitora’а стало микширование нескольких треков одной поп группы, включая вокал, гитару, скрипки и бас-гитару. Основные дорожки были записаны вживую, с музыкантами, каждый из которых был записан на свой микрофон, но там так же присутствовали дорожки с вокалом и басом. Задачей микширования было создать реалистичную стереокартину примерно из полудюжины дорожек.
Использование Phonitor’а облегчило мне жизнь гораздо больше, чем я ожидал: эффекты от дополнительных функций не столь акцентированы (я всё-таки не смог противостоять желанию включать/выключать их, чтобы убедится в том, что я действительно слышу другое звучание), и я смог довольно оперативно работать с элементами дорожек. Я убежден, что дополнительные эффекты дают значительно больше возможностей для контроля звучания. В последствии, когда я проверил миксы через главный монитор, я остался очень доволен результатом, но с ещё большей радостью и удивлением я не обнаружил никаких “сюрпризов”, прослушивая теже миксы через мой обычный комплект наушников. Включая и выключая эффекты, я обнаружил, что подача звучания отличается (чего и следовало ожидать), но в обоих случаях звучание было цельным, “правильным”, что меня искренне удивило и порадовало.
Моей второй тестовой задачей стало необычная сессия микширования. Я должен был правильно позиционировать три пары стереомикрофонов, которые, в свою очередь, должны были снимать звучание струнного октета, игравшего тяжелую ритмическую часть одного произведения из современной классической музыки. Октет в составе четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей, расположился в форме крутой дуги. Главная пара кардиоидов расположилась в ORTF, всенаправленные выносные микрофоны я расположил несколько уже, чем стандартное “оркестровое” положение, и ближе к музыкантам - “пятно” из пары суб-всенаправленных (для средних струн на концах дуги). При прослушивании позиции инструментов определялись легко и быстро, и, включая и выключая эффекты, я снова заметил, что звучание меняется, но остается в любом случае остается “правильным”.
Последняя часть испытаний была проведена во время тестирования нового плагина “stereoization” Боба Катца из Algorithmix. Я ожидал, что Pronitor позволит мне более точно судить о необходимом объеме обработки, но памятую все предыдущие результаты, я решил провести тест в обратном порядке. Желая добавить яркости строгим и невыразительным гитаре и вокалу, которые были записаны в моно, я сначала настроил параметры К-стерео, используя наушники Stax, и получил более реалистичную и натуральную звуковую картину. Подключив Phonitor’а в пассивном режиме, я, пожалуй, заметил лишь минимальное повышение детализации, но ничего из того, что заставило бы меня пересмотреть изначальные настройки. Однако, включив активный режим, я ощутил четкую разницу (очевидно, что плагин не очень-то влияет на саму звуковую картину), но все же не достаточную для того, чтобы заставить меня изменить настройки, сделанные на Stax.
Полезные заключения
Без сомнения, это превосходный и уникальный в своем роде продукт: высокие технологии, великолепная сборка, приятный внешний вид и, в дополнении ко всему, это устройство непревзойденно работает с наушниками в качестве обычного усилителя. Однако дополнительные “фишки” Phonitor’а дали меньше полезных результатов, чем ожидалось: их, в общем-то более реалистичное в некотором смысле звучание, все же не позволило увеличить точность принятия решений при микшировании. Т.е. она, конечно, не стала меньше, но все эти специальные схемы Phonitor’а не поменяли моих решений, ни при включении/выключении эффектов, ни при сравнении результатов с другими усилителями топ-класса.
Вслушиваясь в результат своей работы могу сказать, что с Phonitor качество сведения выше . Но это не значит, что он кардинально поменял мои суждения, он просто облегчил принятие решений. Это как использование графика БФП для проверки восприятия тонального баланса – им нельзя руководствоваться во время микширования, но когда микс готов, полезно сравнить свои ожидания с графиком. Итак, тем, кто не привык микшировать с наушниками, я могу сказать, что данная система может быть очень полезна; однако оговорюсь: вам придется адаптироваться к такому способу работы, примерно так же, как к новым мониторам.
Но хитрости со стерео – это только один из аспектов Phonitor’а, мне кажется, что вся соль как раз-таки в непревзойденном качестве этого устройства как усилителя. Возможно, это и не очень хорошая новость для SPL, ведь они продвигают эти дополнительные функции, как основное преимущество этого устройства, но для меня несомненное высочайшее качество обычного режима – это гораздо больший плюс, чем все уникальные “примочки” вместе взятые.
Автор использовал - SPL Phonitor, Benchmark DAC1, Cranesong Avocet, Graham Slee 'Solo', Stax SR404,SR006t, DACS Headmaster
Материал подготовлен на основе перевода статьи ресурса soundonsound.com, автор Eric James. Перевод материала выполнен Алексеем Кизя (armaturina)
-
SPL. Генерация технологии VOLTAiR
Инновационная разработка немецкой компании SPL (Sound Performance Laboratory) «120Volt» за много лет эксплуатации в различных звукозаписывающих и вещательных студиях получила массу...
-
SPL Performer s800. Первый тест усилителя мощности
Серия компонентов «Pro-Fidelity» немецкой компании SPL включает пять компонентов, от референсного ЦАП/предусилителя SPL Director, способного работать с DSD сигналами, до усилителя...
-
SPL Phonitor. Новое измерение звука
Немецкая компания Sound Performance Lab (SPL), уже много лет занимающаяся выпуском профессионального студийного оборудования, громко заявила о своем присутствии в сегменте High-End. Причиной...