Phase Tech P-3 Alexandrite. MC-звукосниматель
По всему выходит, что Кермит Лягушка – аудиофил. (Кермит Лягушка – известная в США кукла-марионетка, которую Джим Хенсон создал в 1955 г.; прим. пер.). «Это нелегко, будучи зеленым» – сокрушается он. Персонаж с секретами вроде «не выделяться подобно вульгарным снопам искр» заключает, что желал бы быть аудиофилом. А не относится ли сказанное напрямую к тем из нас, кто слушает грампластинки? Секретов-то у формата множество. Хорошие пластинки редко «сыплют искрами», чем нередко грешат CD. Чтобы удивить соседей, большой телевизор подойдет лучше какого-то там проигрывателя винила. Но нам, как и Кермиту, нет жизни без виниловой вертушки.
Теперь о секретах.
Мы давно сроднились с самой что ни на есть докучливой виниловой атрибутикой, как Кермит со своей зеленой кожей. Хороший проигрыватель и тонарм, достойная электроника, ну и должное внимание к инсталляции системы и гигиене пластинок – вот, пожалуй, и все, что нужно. Конечно, это слишком для тех, кто ищет простоты «plug&play». В истории аудио никогда не было так много как сейчас отличного оборудования за разную цену для прослушивания винила.
Для меня камнем преткновения всегда был звукосниматель.
Посмотрим правде в глаза: в семье не без урода, а в аудио семье таковым является звукосниматель – неизбежное зло… Вы спросите: «Что ж такого в нем ужасного?» Отвечаю. Звукосниматель трудно выбрать, поскольку его звучание весьма сильно зависит от других компонентов системы. Даже скромные картриджи довольно дороги. Вещь это хрупкая и ранимая. Требуется ловкость при монтаже и навык при регулировке.
Относительно просто обосновать покупку многих аудио компонентов, главным образом потому, что лучшие изделия изготовлены качественно и прослужат вам долго верой и правдой. Нетрудно убедить кого-то, что покупаешь свой «последний проигрыватель винила» или «последний предусилитель». Это настолько легко, что я проделывал это много раз. Но лишь простак или тяжело больной поверит, если вы станете говорить такое о звукоснимателе.
Одно просто не дает мне покоя. Звучание головки постепенно ухудшается по мере эксплуатации, и хорошо, если компонент выработает весь свой ресурс. Если не повезет, то головка выйдет из строя раньше времени, что обычно происходит по причине ненадлежащего с ней обращения. По существу, фоно звукосниматель – это расходный материал наподобие автомобильных шин, к тому же по сравнению со многими головками цена комплекта отличных колес Pirelli покажется пустяковой. Из-за всего этого зачастую трудно бывает отдать огромные деньги за высококлассный звукосниматель. Вот почему Святой Грааль аудио для меня – это звукосниматель с ультра высококлассным звучанием за цену, которая не помрачает рассудка. Как раз по этой причине головка Phase-Tech P-3 Alexandrite, которую я послушал по совету одного из коллег, произвела на меня исключительно сильное впечатление. Ранее меня сразил наповал его более дорогой «собрат» P-1. Высочайшая потребительская ценность этого продукта несомненна. Но не превосходит ли его в этом P-3? Как говорится, поживем – увидим.
Открываю коробочку и с удовольствием вижу, что фирма предусмотрела для P-3 надежную защиту для иглы. Помня, что многие не имеют защиты иглы, вы можете подумать, что сделать оную было для Phase-Tech задачей под стать подвигу Геркулеса. (Защитный колпачок настолько дешев и настолько эффективно предохраняет иглу от повреждений, которые могут случиться во время установки звукоснимателя в шелле, что остается только удивляться, почему производители не считают эту меру совершенно обязательной.) К P-3 прилагается инструкция по эксплуатации. Я отношусь к людям, всегда читающим эти тексты (даже когда это, кажется, и не нужно), потому что производители часто знают о своих продуктах больше нас, потребителей. И тут маленький тревожный колокольчик начал легонько позванивать в моем подсознании. Как и P-1, P-3 имеет иглу с линейной контактной частью: игла этого типа приближает к волнующему top end слишком много недорогих звукоснимателей. В таком случае должно быть некое противоядие для сокрытия недостатков, проблем звучания: искусственная красивость звука или иной, даже худший компромисс, затрудняющий проявление музыкальной индивидуальности. Я испытал подобный компромисс и понял, что просто не могу долго мириться с ним. Мне нужна детальность. Нужны сочная красочность, объем. Я хочу ощущать динамику и тональную ровность. Все это мне совершенно необходимо. Одним словом, нужен P-1, который отвечает этим условиям.
Ну а способен ли на это P-3?
Отпрессованная в Японии пластинка Court and Spark Джонни Митчелла (Asylum, P8412Y) – одна из моих любимых; редкая система способна передать эту запись должным образом. Многие компромиссные MC-звукосниматели воспроизводят ее, прямо скажем, неважно. Некоторые слушатели, чувствуя, что головки не могут воссоздать парение вокала Джимми, мерцание цимбал и хай-хэта, возлагают вину за это на многодорожечный оригинал пластинки. Разве что хорошо задемфированные головки с относительно нейтральным звучанием не грешат этим. P-3 – из их числа: головка раскрывает присущий альбому превосходный звуковой баланс, узорчатость деталировки – все то, что делает прослушивание столь увлекательным. Модель обладает как раз теми качествами, которые я связываю с применением хорошей иглы с линейным контактом.
P-3 достигает эффекта, нисколько не романтизируя звучание. При прослушивании «Down to you» на второй стороне пластинки головка очаровательно передавала плавно угасающий отзвук валторны. Валторна играет в разных регистрах, встраиваясь в более или менее плотную ткань, и ее звук никогда не блуждает, не теряет фокуса, в угасании нот нет ни грана неясности или неопределённости, часто сопутствующих этому инструменту при других обстоятельствах.
Изготовленная в Германии пластинка «Four seasons» Вивальди (RCA, RL 30397) отлично подходит для оценки способности системы звучать богато, пышно. Мириады деликатнейших микродеталей, составляющих душу музыки, заключены в этой исключительно высокого качества записи; порой пластинка звучит фантастически естественно и раскрепощённо. Звукосниматель с неромантичным звучанием, P-3 неоспоримо доказывает, что действительно можно иметь «слишком много хорошего сразу» (автор использует цитаты из Шекспира и Шоу: «Too much of a good thing»- прим. пер). Если какая-то головка звучит чересчур насыщенно или пышно, то музыка, все ее тонкость и изящество теряются, словно увязая в аудио трясине. Такое звучание, конечно, не оскорбляет, но и не воодушевляет. P-3 удается избежать этих ловушек и гиблых мест. Звукосниматель вызывает любовь с первой ноты: формируемый им тонкий по рисунку и колориту музыкальный образ порождает ощущение редкой естественности.
Губная гармошка Боба Дилана – вот еще один инструмент, в тон которого звукосниматели с преувеличенно пышным звуком привносят некий розоватый оттенок. Гармошка записана на редкость хорошо, и можно ожидать, что в передаче аккуратной системы она будет звучать резковато. Тут уж ничего не поделаешь. Подобные штрихи делают особенно контрастным звучание пластинок вроде Highway 61 revisited. P-3 воспроизводит запись как есть, без прикрас. Она звучит остро, когда острота заключена в музыке, или смягченно, когда дорожка содержит соответствующий материал.
P-3 играет настолько музыкально, с такой очаровательной непосредственностью, что ее недостатки как бы отступают на второй план. К слабостям можно отнести дефицит призрачного качества, которое некоторые аудиофилы называют «авторитетностью». В данном случае это связано с потерями в области крайне высоких и низких частот; остальной диапазон передается превосходно. Не то чтобы головка вообще опускает края спектра, просто ее звучание в этих областях как бы чуть менее подробное. Речь не о понижении уровня высоких и низких, а о дефиците колористической насыщенности и артикуляционной точности. Трудно описать это ощущение. Без полнодиапазонных громкоговорителей можно и не заметить, что некоторые записи звучат недостаточно основательно. Даже при прослушивании на больших напольных колонках эта сдержанность гораздо более явно обнаруживается, если сравнивать P-3 с другими, более дорогими звукоснимателями, чем при непосредственном прослушивании.
Альбом, который особенно ясно иллюстрирует эту черту, – это первая пластинка Boston. Можно пренебречь оригинальной отпрессовкой и не обращать внимания на разнообразные CD-издания, так как единственная по-настоящему аудиофильская версия выпущена CBS Mastersound (HE34188). Соединение многих зыбких и рельефных ауральных слоев и планов делает альбом классикой на все времена. Высокие, низкие, экспрессивно реющий вокал, всесокрушающий напор ударных, уходы в оазисы глубочайшего pianissimo – все эти нити сосуществует и переплетается, образуя сложную выразительную музыкальную материю. P-3 транслирует высокие и низкие частоты довольно ясно, но как бы слегка вуалируя материал, как будто во время записи излучающие его источники располагались дальше от микрофонов. Бас-гитары звучали не только полномасштабно, но и интересно в тембровом отношении. Вместе с тем в палитре P-3 – только в ограниченных областях на краях частотного спектра – недоставало некоторых оттенков для глубокой передачи музыкального колорита. Конечно, альбом Boston потрясающий. Иногда свойственная P-3 сдержанность и недоговоренность проявляются менее явно, как, например, тогда, когда из-за дефицита высоких утрачивается ощущение, что запись концертная. Вы услышите это на Look Ka -Py Py группы Meters (Josie JOS-4011), где P-3, слегка притупляя высокие, как бы снижает динамику музыки. В этом случае нивелировка динамических нюансов вызывает не столько снижение музыкальной экспрессии как таковой, сколько ослабление эффекта присутствия.
Некоторые слушатели воспримут эту недосказанность как недостаток, другие, возможно, даже не обратят на нее внимания. Полагаю, это более актуально для тех, кто слушает рок и блюз, чем для тех, кто предпочитает легкую классику, вокальную и акустическую музыку. Особенности проявляются слабее – или не проявляются вовсе – в компактных системах с небольшими акустическими системами. Хорошо, что P-3 оставляет аудиофилу возможность выбора. Те, кто замахивается на большее, возможно, не сочтут слишком дорогой головку P-1 и купят ее. Что до P-3, то она отыгрывает свою цену с лихвой. Звукосниматель преуспел в раскрытии потаённых структур музыки, но, как и Кермит, не «сыплет искрами» тогда, когда вообще-то стоило бы блеснуть. Такая диспозиция, возможно, станет для многих потребителей решающим доводом за покупку фоно звукоснимателя Phase Tech. Поразительная дилемма делает выбор делом нелегким. P-3 – модель неординарных достоинств. Послушайте ее, и вы согласитесь со мной.
Технические характеристики:
Тип: MC-звукосниматель
Корпус: дюралюминий и DLC (Diamond Like Carbon)
Иглодержатель: боровое стекло
Форма иглы: линейный контакт, 0,03 х 0,003 мм
Магнит: NeoDelta
Выходное напряжение: >0,27 мВ
Гибкость: 7,3 cu
Прижимная сила: 1,7 – 2,0 г
Внутреннее сопротивление: 4 Ом
Масса: 10,9 г
Инсталляция и уход
P-3 использует гайки и болты, вместо резьбовых втулок, что с одной стороны, возможно, усложнит монтаж, а с другой стороны, даст выигрыш в звучании, поскольку головка будет очень плотно закреплена в шелле. Нет и опасности сорвать резьбу.
P-3 весит 10,9 г. Прямоугольный корпус и хорошо размеченный шаблон для ориентации иглы облегчают инсталляцию. (Полезна также защита иглы.) P-3, как и P-1 не относится к т. н. «голым» звукоснимателям, однако катушка не закрыта и не защищена от пыли.
Когда я тестировал P-1, меня поначалу волновало, что катушка не защищена от пыли, но это не вызвало проблем. Просто катушки обоих звукоснимателей нужно время от времени очищать от пыли. (Конечно, делать это следует очень аккуратно. Я использую для этой цели обычный бытовой пылесос, внимательно следя, чтобы насадка не касалась какой-либо части головки.)
Корпус звукоснимателя сделан из дюралюминия и DLC (Diamond Like Carbon). Несмотря на название в изделии нет александрита – драгоценного камня, известного тем, что он меняет цвет в зависимости от освещения. Phase Tech дала головке такое имя, потому что ее корпус, как и александрит меняет цвет при изменении направления или качества освещения. Я инсталлировал модель в тонарме SME, выставил нагрузку 100 Ом.
Curtis Leeds. Hi-Fi+. № 52. 2007
-
Аналог на пороге нового тысячелетия
Вот и пришел ХХI Век. Новые стандарты, новые форматы. Потребитель уже устал от гонки за «живым» звуком, обещаным всеми производителями. Не оправдал надежд СD, мало что ожидается от Супер Аудио СD,...
-
Pro-Ject Audio Systems. История создания
Идея создания и сама компания PRO-JECT родились совершенно случайно. Я, Хайнц Лихтенеггер, с 1985 года лично занимаюсь распространением Hi-End-а в Австрии и являюсь одним из ведущих дистрибьютеров....
-
Accustic Arts DRIVE I MK2 и Accustic Arts TUBE-DAC II
Года полтора назад наше издание тестировало 2-блочный CD-проигрыватель (транспорт DRIVE 1 и ЦАП DACI - МК4) немецкой фирмы Accustic Arts. Если мне не изменяет намять, впечатления оттого знакомства...
-
Dual CS 435-1. Проигрыватель винила
Компания Dual (первоначальное название Gebr der Steidinger) была основана в 1900 году Кристианом Стайдигеров в Сант-Георгене, Германия, как производитель механических двигателей на пружинном...
-
Accustic Arts. CD Player I и Power I. Обзор
В последнее время слово High-End употребляется слишком часто – то, что раньше было свидетельством особого признания, стало клише с насмешливым оттенком. Комплект компании Accustic Arts относится к...