Головка звукоснимателя Koetsu Black

Каждые два-три года я с семьей посещаю Дисней-парк в Орландо, штат Флорида — одно из мест, о которых я привык думать, что ненавижу их, но которые, несмотря на это, всегда доставляют мне много приятных впечатлений. Бывая в парке, я, конечно, каждый раз посещаю отдел Мицуоки в магазине Эпкот-центра, в котором представлены высочайшие образцы японской культуры. В Мицуоки (американская история компании насчитывает 430 лет) можно найти много прелестных вещей, например, редчайшую и очень дорогую писчую бумагу и чернила, изысканную керамику и самые прекрасные на земле пресноводные жемчужины. Найдется товар и для молодежи, приверженной всяким новомодным игрушкам, трендам и технологиям, причем от этого магазин нисколько не теряет своей привлекательности. Девиз Мицуоки — качество, и товар здесь представляется артистично.
Бывая там, я каждый раз внимательно исследую витрины в надежде разглядеть среди хронографов и авторучек коллекцию головок звукоснимателей Koetsu. А почему бы и нет? Некоторые экземпляры Koetsu изготовлены из ценных материалов, все головки делаются вручную на высочайшем уровне. Замечу, что некоторые любители считают эти изящные японские звукосниматели лучшими в своем роде. Koetsu — это первые произведенные нефабричным способом головки звукоснимателей, с воодушевлением принятые в американских и британских hi-fi-кругах. По существу и независимо от того, кто пришел первым (на этот вопрос, по-видимому, невозможно ответить) Koetsu подготовили почву для других подобных товаров вроде Kiseki, Kondo, Miyabi и компонентов, носящих очаровательное имя Goldbug.
Головки звукоснимателей Koetsu в небольших количествах выходят из мастерской Фумихико Сугано — сына основателя Koetsu Йошиаки Сугано, который жил в 20 столетии, создал базовый дизайн головок, первым стал применять металлы высокой степени очистки и назвал свою компанию в честь японского мастера 16 века Хонами - Коэтсу. В последние три десятилетия немало экзотических моделей Koetsu привлекали внимание людей благодаря своему дизайну и звучанию. Среди них Onyx, Jade и изысканная лакированная Urushi Vermillion. В то же время Black закрепила за собой двойную позицию младшего и самого популярного звукоснимателя Koetsu. Принимая это во внимание, можно задаться вопросом: какова же позиция Koetsu Black в нынешней непростой и запутанной рыночной ситуации?
Описание и установка
Как и другие модели Koetsu, в том числе те, что имеют неглубокую бороздку спереди и снизу, Koetsu Black вмонтирована в продолговатый блок размерами 25/64" на 36/64" на 56/64". (Сначала я подумал, а не заимствованы ли эти пропорции у весьма популярного Golden Ratio, но оказалось, что это не так). Корпус выполнен из алюминия, выкрашен в черный цвет, имеет отверстия без резьбы для монтажных винтов. Тонкая, анодированная золотом алюминиевая полоска-пластина защищает мотор и катушку. Предусмотрена скользящая нейлоновая защитная крышечка для иглы.
В соответствии с общим правилом Koetsu катушки Black имеют по десять витков провода. Уровень выходного сигнала Koetsu в большой мере определяется магнитом — в данном случае применен самариум-кобальтовый магнит. Эластомер, использованный для подвеса, особым образом обработан для получения нужных свойств, иглодержатель изготовлен из борового стекла. На рабочей части иглодержателя сделана насечка для посадочной части алмазного кристалла, но Сугано пошел дальше, окружив гнездо микронной пленкой металлического сплава, что, как мне было сказано, обеспечило наилучшее качество клеевого соединения. Под увеличением видно, что в контактной части кристалл имеет линейный профиль, как у моделей Ogura; гиперэллиптическое острие плавно переходит в пару округлых «плеч». Игла головки Black идеально точно ориентирована по отношению к иглодержателю, а тот в свою очередь — по отношению к катушке и магнитам.
Я слушал Koetsu Black с тонармом Naim Airo, имеющим стандартный противовес. Наилучшие результаты получены при установке прижимной силы 2 грамма. Согласно моему угломеру Dennessen, комбинация звукоснимателя Koetsu и нерегулируемого тонарма Aro дает свес всего лишь около 1 мм по сравнению с идеальной регулировкой Baerwald; не сомневаюсь, что настойчивые владельцы найдут время повозиться с монтажными винтами тонарма его или ее вертушки LP12, чтобы получить результат, близкий к идеальному.
Ни DC-сопротивление, ни AC-импеданс Koetsu Black не приведены в спецификациях, и у меня не было под рукой приборов, чтобы измерить параметры катушек, не повредив их — пригодный результат с сигналами малых уровней можно получить посредством цифрового вольтметра. Так или иначе, я получил превосходные результаты, испытывая Koetsu Black со множеством повышающих трансформаторов с первичным импедансом в диапазоне 40–100 Ом.
Звучание Koetsu Black
Брайан Хартсел (из салона The Analog Room), который предоставил образец на тестирование, заверил меня, что экземпляр Koetsu до прибытия ко мне проработал около ста часов, и исследование острия иглы подтвердило эту информацию. Тем не менее звукоснимателю потребовалось дополнительно день-два для освежения формы — поначалу он звучал хотя и очень прилично, но немного тускло.
После акклиматизации в новых условиях Koetsu Black зазвучал очень красиво: чисто, детально, исключительно красочно и с легким спадом в высоком регистре. Читателям следует оставить всякие опасения в отношении «темного» звучания звукоснимателя, который не только выкрашен сам по себе черным, но и назван Black. Я бы сказал, что Black звучит не ярко. В некоторых системах и некоторым слушателям его звучание покажется тембрально корректным; в моей системе и для моих ушей оно скорее обладает легкой спецификой, нежели совершенно нейтральное, что мне было весьма по нраву. Благодаря этому трубы в Сонате для четырех труб Типпета в исполнении Квартета труб Барри Тэквела в записи 1968 года (Argo ZRG 535) звучали просто очаровательно — глубоко по тембру и с присущей этому инструменту характерной артикуляцией.
Black делал гораздо более приемлемым звучание некоторых музыкально ценных, но резковато записанных пластинок Columbia и Deutsche Grammophon.
Тембральное богатство и реализм Koetsu во всей полноте проявились и при воспроизведении превосходной пластинки с Пятой симфонией Чайковского, записанной Сэром Малколмом Сарджентом и Лондонским симфоническим оркестром в 1959 году (Everest SDBR 3039). Просто невозможно было не обратить внимания на существенный вклад Koetsu в передачу партии кларнетов, в глубоко текстурированном аккорде в конце первой части: это не было просто очаровательным звучанием вместо музыки, то было звучание как неотъемлемая часть музыки — компонент напомнил мне и о композиторе, решившем использовать столь яркие оркестровые краски в первой части симфонии, и о Сардженте, который постарался рельефно передать все оттенки этой палитры.
Звучание Black необыкновенно притягательное. Голоса певцов звучали ясно и объёмно, а от живого звучания аудио образ отличался чуть-чуть смягчённым представлением шипящих согласных, что нимало не снижало впечатления. Важнее то, что Koetsu прояснял различия между вокальными и инструментальными звучностями — не только тембральные, но и касающиеся специфических особенностей звукоизвлечения. Властно воздействовали теплота и человечность атаки, экспрессивность звуковедения в мелодии "Now and then my life seems truer / Now and then my thoughts seem pure", спетой Гэри Брукером в композиции "Barnyard Story" на пластинке Прокола Харума Home (Regal Zonophone SLRZ 1014): то был просто фантастический слуховой опыт.
Случайно или нет, но Black оставила далеко позади любые другие головки благодаря способности необычайно выразительно, тонко, гибко и красочно — с очаровательными неподражаемыми деревянными и лаковыми призвуками — передавать звучание струнных инструментов. Изумительная запись 1962 года «Фантазии на темы Томаса Таллиса» в исполнении Сэра Джона Барбиролли и оркестра Sinfonia of London (EMI ASD 521 and elsewhere) оказывала на меня поистине гипнотическое воздействие: Koetsu проводил мелодию с убедительными живостью, экспрессией и драматизмом. Мне хотелось снова и снова слушать эту пластинку и погружаться в создаваемое Koetsu Black волшебное музыкальное пространство.
Koetsu обладает очень красивым — глубоким, красочным, и разве что чуточку замедленным нижним регистром. Совсем немного превалировали бас гитара Леонарда Коэна, а также басовый барабан в композиции "Is This What You Wanted" с пластинки New Skin for the Old Ceremony (Columbia 33167), вместе с тем звучание обоих инструментов было отлично структурированным и тембрально верным. Вопреки моим опасениям, некоторая вальяжность манеры Koetsu нимало не смазала представления динамичной ритмичной музыки. Вопреки бредовым мнениям всяких консерваторов и гуру звукосниматель Koetsu передавал ритмическую основу музыки очень хорошо, если не вообще на уровне Linn Akiva. Динамические контрасты на плотно записанной попмузыке также транслировались очень хорошо, взять хотя бы энергичный и разборчивый барабан Дэвида Лаверинга в "Where Is My Mind" из Surfer Rosa (Rough Trade CAD 803), не говоря уже о неразборчивых голосах в "Tony's Theme" из того же альбома.
Black впечатляюще передал изящную манеру в которой контрабас Сэма Джонса сопровождал рояль Телониуса Монка в начальных тактах "Friday the 13th" на пластинке Thelonious Monk Orchestra at Town Hall (Riverside RLP-1138). «Little Sadie» Дока Ватсона на иной по звучанию пластинке, тоже записанной в Таун-холле, — On Stage (Vanguard VSD 9/10) — тоже прозвучала великолепно. Вокальная линия передавалась очень гибко, и мое воображение яснее обычного рисовало поющего Дока.
Но больше всего меня удивило — просто поразило — то, насколько хорошо Koetsu Black обходился с шумами грампластинки. Прежде ни один звукосниматель не мог превзойти в этом отношении великолепных моделей Lyra, и, конечно, я не ожидал, что головка с иглой столь незамысловатого профиля способна установить новый стандарт. Black — это без сомнения самый тихий картридж из всех, что мне раньше доводилось слышать.
Еще жива оригинальная копия After the Gold Rush Нила Янга (Reprise RS 6383) — я купил новую пластинку тридцать пять лет тому назад. Со времен первой моей моновертушки Webcor бесчисленное число раз иглы звукоснимателей пробегали дорожки этого диска. Koetsu Black звучал настолько чарующе, что я просто не мог удержаться от слез.
Самый существенный недостаток головки следующий: Koetsu оказалась более чувствительна к поврежденным записям по сравнению с моим (значительно менее дорогим) Miyabi 47. Когда Koetsu воспроизводил "Country Girl" Нила Янга с диска CSN&Y's D?ja vu (Atlantic/Classic SD-7200), в звучании трудно было что-то разобрать. Miyabi больше преуспел в распутывании этого звукового клубка, по крайней мере, ему удалось извлечь приятную музыку из этого звукового мусора.
Конечно же, Koetsu — это не Miyabi: я не ставлю эти компоненты на один уровень, а лишь отмечаю, что Koetsu — это не компонент на все случаи жизни. Полагаю, что Сугано-сан старший, разрабатывая базовый дизайн картриджей, стремился наделить их специфическим набором свойств — то же можно сказать и о разработчике очень живо и динамично звучащих Miyabi. Манера Koetsu скорее сдержанная, изысканная, чем открыто эмоциональная и вызывающая замирание сердца. Если прослушивание Miyabi подобно прыжку в холодное озеро, то, слушая Koetsu Black, ты словно пребываешь в блаженном полусонное забытье, овеваемый ласковым ветром прерии, или же погружаешься в теплую ванну. (Кстати, звучание недавно появившегося EMT JSD 5 можно уподобить кружению у ворохов свежих листьев бодрым осенним днем с девчонкой, которая любит тебя таким, какой ты есть. Серьезно.)
Заключение
Есть ли головки лучше Koetsu Black? Определенно, есть. А есть у Koetsu звукосниматели лучше Black? Конечно. А может любитель аналогового звука более эффективно потратить $2750? Пожалуй, что нет.
Чтобы по настоящему оценить Koetsu Black, мне пришлось припомнить вещи, которые привели меня к этому замечательному хобби: о любимых пластинках и классных вертушках, о любви ко всему, что здорово звучит. Ну и позабыть кое о чем: о мифах, неверных толкованиях, культовых ревю со всеми их за и против — одним словом, обо всем, в чем я раньше утопал, исследуя эту тему.
Почти все, что поведал мне Koetsu Black, явилось для меня сюрпризом, и все сюрпризы были приятными. Black не волновал меня так сильно, как Miyabi, но он понравился мне никак не меньше других MC-звукоснимателей, о которых я писал. Большое впечатление на меня произвело беспрецедентно высокое качество исполнения головки, — которое, по-видимому, должно гарантировать ее исключительную надежность и долговечность, — а также история бренда.
Звукосниматель Koetsu Black — необыкновенно музыкальный компонент выше среднего уровня: прелестная миниатюрная черная коробочка, конечно же, стоит своих денег.
Спецификация:
Описание: MC-звукосниматель с низким уровнем выходного сигнала.
Напряжение выходного сигнала: 0.6 мВ.
Compliance: 10–12cu.
Разделение каналов: >30 дБ (1 кГц).
Иглодержатель: цельный, из борового стекла.
Профиль иглы: запатентован (смотрите текст статьи).
Рекомендуемая нагрузка: 5–47 кОм.
Рекомендованная прижимная сила: 1.8–2.0 г.
Габаритные размеры: 25/64" W by 36/64" D by 56/64" L.
Масса: 11 г.
Арт Дэдли, Stereophile, 07/2007 (Перевёл Артём Аватинян)
-
Accustic Arts Surround Player I Balanced. Роскошь по-немецки
«Сделано вручную в Германии». Таков рекламный слоган компании Schunk Audio Engineering Germany, владеющей брендом Accustic Arts, и он моментально позиционирует ее продукцию как High End. Ведь...
-
Accustic Arts. Drive II/Tube-DAC II
Аппаратура Accustic Arts выпускается в Германии фирмой SAE GmbH & Co. KG, которая начинала свою деятельность с профессиональной звукозаписи и до сих пор имеет собственную студию. Первым в...
-
Gemme Audio. Акустика VFlex Katana
Об уровне жизни страны можно судить по таким неявным показателям, как внутренний валовый продукт и уровень младенческой смертности. Более уместным показателем богатства страны, я считаю, есть ее...
-
Dual CS435-1. Автостопом по музыке
Поколение постарше наверняка помнит автоматические проигрыватели пластинок. В категорию высокоточных (и дорогих) референсных вертушек такие изделия не вписывались, но благодаря малой цене и...
-
Astin Trew AT2000plus. Очень универсальный усилитель
Я люблю Astin Trew. В прошлом году я уже тестировал проигрыватель компакт-дисков AT3500 и он настолько мне понравился, что я не смог удержаться от соблазна – я его купил… С тех пор он стал моим...
































